От модели к самолету
Авиамоделизм - замечательное занятие, позволяющее осуществить извечную мечту человека - подняться в небо, а также развивающее ум и умение работать руками. Сейчас можно приобрести любые аппараты с любыми двигателями и любыми системами управления - весь вопрос в финансовых возможностях. Однако многие начинают, как и прежде, с планеров, с резиномоторных или кордовых моделей, и предпочитают свои летательные аппараты делать собственными руками.
По классификации, установленной Международной федерацией авиаспорта FAI, все модели делятся на ряд классов, отнесенных к пяти основным категориям:
Выделяются категории прежде всего по принципу управления моделью. F1 - это модели, которые летают сами, без всякого управления, что и называется "свободнолетающие". При этом они могут вовсе не иметь никакого двигателя (модели планеров), могут иметь резиномоторный двигатель, основным компонентом котого служит жгут нитей из специальной резины, могут также быть оснащены электродвигателем или двигателем внутреннего сгорания, как правило, работающим некоторое время, затем отключающимся по таймеру (таймерные модели).
F2 - это кордовые модели, управляемые прежде всего специальной стальной нитью - кордом, и оснащенные, как правило, двигателем внутреннего сгорания. Управляя летающей по кругу моделью с помощью корда, пилот может заставить модель выполнять фигуры высшего пилотажа. Пилотажные модели в этой категории самые сложные и по изготовлению и по пилотированию, зато и самые интересные в соревнованиях.
F3 - радиоуправляемые модели, оснащенные самыми разнообразными двигателями. Их родовой признак - наличие специальной радиоаппаратуры, с помощью которой пилот управляет моделью, регулируя положение органов управления модели - элеронов, рулей высоты и направления. В управлении моделью каждого класса есть свои тонкости и сложности. Для новичка особенную трудность представляют процедуры взлета и посадки.
Особенно, если у него нет помощника. Очень хорошо, когда рядом есть более опытные друзья, которые и помогут взлететь и дадут дельный совет. Некоторые модели вообще невозможно запустить без помощника - например, модель планера, запускаемую с помощью леера. Трудно бывает запускать одной рукой модель с работающим двигателем, а другой держать пульт управления, чтобы сразу контролировать элероны и руль высоты.
Посадить модель, не разбив ее (или не разбив ею чьё-нибудь авто), не простая задача. Если у модели высокое аэродинамическое качество, она летит довольно далеко, даже на небольшой высоте, поэтому необходимо правильно выбирать место посадки. Вообще надо быть готовым посадить модель в любой момент, поскольку внезапно может, например, сесть аккумулятор или заглохнуть мотор. Поэтому первые модели советуют запускать на большом лугу или поле, заросшем высокой травой, или зимой, когда много снега, чтобы трава или снег помогли микросамолету не разбиться.
Здесь, правда, есть важный момент - нужно постоянно визуально контролировать модель и не отпускать ее далеко, чтобы, посадив, не потерять в густой траве или глубоком снегу. Обычно начинать рекомендуют с каких-нибудь простеньких моделей планеров или резиномоторов, зачастую представляющих собой практически одну продольную балку с крылом и хвостовым килем со стабилизатором, и изготавливающихся из тонкой фанеры, бумаги и сосновых палочек (есть даже миниатюрные планеры, изготавливаемые из спички и тетрадной бумаги).
Тем более, что сейчас продаются недорогие наборы для построения таких моделей своими руками. Затрат практически никаких, трудностей немного, зато удовольствия от запуска этого рукотворного чуда техники море. Но если вы считаете, что планеры и резиномотры - для детского сада, можете сразу приняться за радиоуправляемую модель с электрическим двигателем или ДВС. Правда, в этом случае все равно ориентируйтесь на простые модели (они иногда так и называются - тренер), типа WingDragon или Cessna 150.
Одно из основных правил выбора (собственно относится к выбору чего угодно) - не выбирать модель по внешнему виду. Даже галстук выбирается не по тому, как он сам выглядит на вешалке, а по тому, как в нем выглядите вы в своем любимом фамильном твидовом пиджаке. Тем более это касается самолета. Красиво раскрашенная модель новичка, как отмечают профессионалы, очень-очень скоро (возможно, в процессе уже первого полета) перестанет быть красивой, а станет грязно-ободранно-подклеенно-починенной.
По форме она не должна быть похожа на пикирующего на овечью отару голодного дракона - желательно для начала наработать навыки пилотирования на чем-то попроще. Хорошо, если это будет верхнеплан - модель с расположением крыла в верхней части фюзеляжа. Такие модели легче управляются, менее чувствительны к ошибкам пилота, самостабилизируются в полете. Хотя это, конечно, не означает, что она будет летать сама по себе, пока вы курите и общаетесь с друзьями.
Авиамоделизм от самых истоков развивается в тесном контакте с большой авиацией. Многие известные деятели авиации (такие как летчик Михаил Громов, космонавт Юрий Гагарин, авиаконструктор Андрей Туполев и многие другие) начинали с авиамодельных кружков. У молодежи есть возможность после окончания школы поступить в летное училище, но и для людей постарше путь в небо не закрыт. Возможно, что вам станет мало наблюдать за моделью планера, парящей в небе, и вы захотите сесть на большой планер, чтобы самому испытать счастье полета.
Кстати, в 20-е и 30-е годы 20 века, когда Германии было запрещено Версальским договором иметь настоящую большую авиацию, многие немцы увлекались планерным спортом, установив мировые рекорды по дальности и высоте полета. Многие немецкие асы Второй мировой, такие как Эрих Хартманн, начинали путь в авиацию именно с планеризма.
Широко развита сейчас и т.н. малая авиация - полеты на небольших одно- и двухместных самолетах доступны почти любому желающему, надо лишь получить летные права. Кто знает, может быть, начав с пилотирования небольших моделей, вы пересядете на большой самолет и станете настоящим воздушным асом. В Дарьино у вас есть возможность попробовать свои силы на любом этапе пути к небу.